МИФОЛОГИЯ МИШТЕКОВ

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
РЕЛИГИЯ И МИФЫ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА



(Мифология миштеков. Легенда о воине победившем солнце)

В 1607 году монах Грегорио Гарсиа включил в свое сочинение "О происхождении индейцев Нового Мира и восточных Индий" запись викария из Куилапы (Оахака) начала космогонического мифа миштеков.
В год и день мрака и абсолютной темноты перед тем, как появились и дни, и годы, когда мир был погружен в глубокий мрак, когда все было хаосом и беспорядком, земля была покрыта водой. И были только ил и грязь на поверхности земли. В это время появился и стал видим, бог по имени "1 Олень", а прозвище "Змея Пумы", и богиня, очень красивая и прелестная, имя которой было тоже "1 Олень", а прозвище - "Змея Ягуара". И говорят, что эти боги были началом всех остальных богов. Как только эта пара богов стала видимой на земле в человеческом виде, предания народа сообщают, что своим всемогуществом и мудростью они создали и установили большой камень, а на нем они построили очень пышные дворцы, сооруженные с большим мастерством. И они стали их местонахождением и жилищем на земле. А на самой высокой части, на вершине этого дома и жилища этих богов был помещен медный топор с лезвием обращенным вверх, а на нем покоилось небо. Этот большой камень и дворцы богов находились на очень большом холме, около селения Апоала, что в провинции, называющейся Миштека Альта. Этот камень на языке данного народа называется "Место, где находится небо". Эти они хотели обозначить, что здесь находится рай и блаженство, где имеется высшее счастье и изобилие всего, и не отсутствует ничего. Это было первым местом, которое боги избрали для своего жилища на земле. И там они пребывали много веков в полном покое и удовлетворенности, как в приятном и восхитительно месте. А мир в то время находился в мраке и в темноте. И эти божества, отец и мать всех богов, когда они жили в своих дворцах, имели двух сыновей, очень красивых, умных сведущих во всех искусствах. Первого звали "9 Ветер. Змей", это было название того дня, в котором он родился. А второго звали "9 Ветер. Пещера", что тоже было названием дня, в который он родился. Эти два ребенка росли в большой роскоши. Старший, когда хотел развлечься, превращался в орла, летавшего по вершинам. Второй превращался в маленькое животное в виде крылатой змеи. И она летала по воздуху с такой подвижностью и ловкостью, что проникала через камни и стены и делалась невидимой. Находившиеся внизу слышали шум и грохот, который производили эти двое. Они принимали такой вид, чтобы всем была понятна их способность превращаться и возвращаться к прежнему виду. Далее Гарсиа подробно описывает первое жертвоприношение из размельченного табака, насыпанного из курильницы, которое братья устроили богам. Своим родителям. Затем они создали сад и огород, где посадили многие виды деревьев, усыпанных цветами, розы, плодовые деревья и благоухающие травы. В этом саду братья отдыхали. Затем они совершили кровавое жертвоприношение, пронзая мочки ушей и языки и разбрызгивая кровь при помощи ивовой ветви на ветки различных деревьев и растений. Совершая это, они молили своих родителей, чтобы появились свет и земля, а воды бы разделились. В этом месте рассказ Гарсиа о сотворении мира прерывается. Далее он заключает, что произошел всеобщий потоп, при котором многие боги утонули. После потопа началось сотворение неба и земли богом, который на их языке назывался "Творец всех вещей". Миштеки-простолюдины родились из земли, знатные - из деревьев на берегу реки Апоала. Человечество было восстановлено к жизни, и таким образом миштекское царство заселилось.
Из других божеств можно назвать бога кукурузы Когуя, бога-покровителя охотников Куава ("Олень"), бога дождя Цави, бога размножения Хитуайута (вероятно аналог астекского Шипе-Тотека) и бога торговцев Йосотойуа. Кхуйио (Qhuiyo) (9 Тростник) аналогична астекской Ишкуина. Кчи (Qchi) (9 Ветер) подобен астекскому Ээкатлу-Кетсалькоатлю, а Квкуасе (Qcuaсe) (9 Трава) - Сихуакоатлю.
Ко времени испанского завоевания главной миштекской святыней был огромный изумруд, называвшийся "Сердце народа". Католический миссионер Бенито Фернандес разбил его, а осколки превратил в порошок. Но по его собственным словам, он не мог сдержать слез восхищения, когда любовался этим камнем.
Лорд 7 Обезьяна в XVI веке миштекский жрец был потомоком известного правителя 8 Оленей. После Испанского завоевания, он крестился и получил имя Санто Доминго де Гусман. В 1544, он был обвинен в идолопоклонстве с двадцатью священными связками, которые он и два других жреца хранили скрытым в комнате в пределах королевского дворца. Идолы содержащиеся в связках, представляли богов Сакхи (Saghi) или бог 7 Землетрясений и Кхуйио (Qhuiyo) или богиня 9 Тростник среди других.


Легенда о воине, победившем солнце

Миштеки жили некогда в широкой и прекрасной долине, посреди которой был большой холм из серого камня. Их царство называлось Тутутепек, а его главный город - Тилатонго. Их первым царем был сильный и смелый воин. Однажды он поднялся на вершину холма и крикнул: "Эй! Пусть тот, кто считает эти земли своими, сразится со мной!" его клич был услышан на берегах всех рек широкой долины. Его услыхали все индейцы Тутутепека. Но никто не решался выйти с ним на бой. В это время солнце поднялось из-за гор. Оно взглянуло на холм и на миг ослепило храброго воина огненными лучами. И тогда храбрец решил, что солнце - его враг. Он натянул свой лук и послал в солнце стрелу. Стрела помчалась, со всистом разрезая воздух. Люди всех племен услышали этот свист, птицы вспорхнули с деревьев, перепел скрылсяв траве, заяц забился в кустах, койот завыл от страха, дикий пекари зарылся в дубовых листьях. Долго стоял воин, готовый бесстрашно сразиться с самим солнцем. Но солнце спокойно продолжало свой путь по небу. Воин прождал целый день, пока солнце вечером не спряталось за горами. А раз спряталось, он решил, что победил само солнце и стал владыкой миштеков. Это был первый царь Тутутепека. С тех пор всех царей миштеков называли победителями солнца.

Литература:
Кинжалов Р.В. "Орел, кецаль и крест", Спб, 1991

.

Для писем
2002
Last Modified Mar 5 2002

Используются технологии uCoz